ОРУЖИЕ

инженерная и военная техника мины

 
  главная мины и инженерныерные боеприпасы    
 

 

МИНЫ-ЛЯГУШКИ

 

мины-лягушки
Во многих странах мира разрабатывали десятки образцов выпрыгивающих мин от самых простых до сложнейших, «интеллектуальных»
Период Второй мировой войны между окончанием боевых действий в Польше (начало октября 1939 года) и захватом Германией Дании и Норвегии (апрель 1940-го) обычно называют «странной», «сидячей» или «цветочной» войной, намекая на то, что в это время фактически никакой войны и не было. Для усиления впечатления в современной исторической публицистике рассказывают о дружелюбных отношениях между солдатами по разные стороны линии фронта. Вплоть до того, что в выходные дни они якобы играли в футбол на нейтральной полосе, а с самолетов на головы противника сыпались только листовки.


В действительности война шла, и вовсе не цветочная. Например, 14 октября 1939 года немцы топят английский линкор "Ройял Оук" прямо на стоянке в Скапа Флоу. 13 декабря в морском бою у Ла-Платы гибнет немецкий крейсер "Адмирал граф Шпее". 28 марта 1940 года верховный совет союзников принимает решение о минировании норвежских территориальных вод.
Не была благостно тихой и обстановка на сухопутном фронте. Французы заняли свои укрепления на линии Мажино, а немцы - на линии Зигфрида (Западный Вал). Затем французы атаковали и 13 сентября заняли несколько участков немецкой территории между 'Саарбрюккеном и Пфальцским лесом.
Во время этих боев французские разведчики заметили странную способность немцев в кромешной тьме определять местонахождение разведгрупп и с абсолютной точностью посылать туда осколочные снаряды. Да и пушки немцев были какието странные. Не было видно вспышек, не слышно звуков выстрелов, только щелчок, хлопок и разрыв. И всякий раз несколько французских солдат оказывались убиты или ранены шрапнелью.
Союзники не догадывались, что столкнулись с немецкой новинкой в области минного оружия - противопехотной выпрыгивающей шрапнельной миной кругового поражения Sprengmine 35 (S.Mi.35). Немцам и не требовалось выслеживать вражеских разведчиков и дожидаться, пока те попадут в зону артиллерийского огня. Это за них делали мины. Достаточно наступить на прячущиеся в траве усики взрывателя S.Mi.Z.35 или зацепиться ногой за тонкую проволоку, протянутую к взрывателю ANZ 29, ввинченному в мину, как через четыре с половиной секунды пороховой заряд подбрасывал мину метра на полтора вверх. Взрываясь, она разбрасывала вокруг себя пучок шрапнели и осколков своего корпуса. Металла в мине было около четырех с половиной килограммов, причем большую часть веса составляли круглые шрапнельные пули, а их помещалось в мину около 365 штук. Как минимум половина солдат, оказавшихся на расстоянии 15-20 метров от мины в момент ее разрыва, либо получали ранения, либо погибали.

 

мина-лягушкаМИНА ПРЯЧЕТСЯ В ЗЕМЛЕ, А В НУЖНЫЙ МОМЕНТ ПОДПРЫГИВАЕТ И ОКАЗЫВАЕТСЯ НА НАИБОЛЕЕ ВЫГОДНОЙ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ ВЫСОТЕ

 

 

 

 


Немецкая мина S.Mi.35 стала родоначальницей целой категории противопехотных мин, причем категории наи­более эффективной. Таких категорий, в общем-то, всего четыре - фугасные нажимные мины (поражающие силой взрыва), осколочные мины, осколочные выпрыгивающие и осколочные мины направленного действия.
Противопехотная фугасная мина нажимного действия убивает или ранит одного солдата. Осколочная мина, устанавливаемая на земле или на колышке, поражает нескольких солдат. Ее эффективность выше, однако половина осколков мины, находящейся на поверхности земли, бесполезно уходит в землю. Решение этой проблемы лежит, что называется, на виду - мину необходимо поднять над землей. Но тогда она теряет свое главное достоинство - незаметность.
Оптимальным решением стали выпрыгивающие осколочные мины, или, на солдатском жаргоне, "мины-лягушки". До момента срабатывания такая мина прячется в земле и ничем не выдает своего присутствия (исключая разве что усики нажимного взрывателя и натянутую проволоку натяжного взрывателя), а в нужный момент подпрыгивает и оказывается на наиболее выгодной для поражения высоте.
Собственно, сама идея выпрыгивающей мины родилась еще в период Первой мировой войны. Кайзеровская армия применяла так называемую S-mine.
Перед вами чертеж из немецкой инструкции тех времен. S-mine представляла собой металлическую банку (называемую снарядом), заполненную 500 граммами взрывчатки. Между стенками банки и взрывчаткой помещалась шрапнель, залитая цементным раствором. По центру банки проходила трубка, к верхней части которой привинчивался запал. На деревянном дне этой банки размещался неподвижный ударник. К нижней части трубки была присоединена длинная цепочка(около полутора метров!, ее второй конец крепился на днище металлического цилиндра с глухим дном (так называемой мортирки). На дно мортирки укладывался мешочек с порохом. В мешочке кро­ме пороха помещался также электро­воспламенитель, провода от которого выходили наружу.
Эти мины вкапывались в землю перед проволочными заграждениями, а провода от них протягивались в траншею. При приближении солдат противника минер замыкал концы проводов на гальваническую батарею и электровоспламенитель поджигал пороховой заряд, который подбрасывал снаряд вверх. Как только снаряд поднимался на высоту, равную длине цепочки, цепочка тянула вниз трубку с запалом. Запал ударялся об ударник, происходил взрыв, и шрапнель разлеталась в стороны.
S-мины относились к категории так называемых заградительных мин.

выпрыгивающие мины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность их была относительно невелика - прежде всего из-за того, что из траншеи порой трудно определить - находятся ли солдаты противника в зоне поражения или нет. Кроме того, длинные провода (по 50 и более метров) трудно было закопать на достаточную глубину, чтобы их не повреждали разрывы вражеских снарядов или случайные пули; несовершенная изоляция проводов часто приводила к отказам, далеко не всегда пехотинцы располагали гальваническими батареями или другими источниками тока.
После окончания войны умы военных аналитиков, генералов и конструкторов оружия всецело занимали три новинки минувших сражений. Прежде всего, это самолеты, которым с легкой руки итальянского генерала Дуэ приписывали способность чуть ли ни в одиночку выигрывать будущие войны. Затем это танки, подсказавшие выход из позиционного тупика мировой войны. И наконец - химическое оружие, которому приписывали способность решить все проблемы уничтожения солдат противника.
О минах же забыли. Все, кроме немцев. Лишенные права по Версальскому договору иметь авиацию, танки и химическое оружие, немецкие генералы искали способы возродить военную мощь своей страны, не нарушая формально Версаля, жестко оговаривавшего даже количество пушек и пулеметов, которые дозволяется иметь поверженной империи. Одним из способов обхода ограничений оказались мины, которые союзники не догадались включить в мирный договор.
Вскоре после прихода Гитлера к власти начинаются активные разра­ботки противопехотной мины, которая в 1935 году принимается на вооружение Вермахта под названием Sprengmine 35 (S.Mi.35). Это обозначение можно перевести как "Прыгающая мина обр. 1935 года".
Ее конструкция была основана на идее S-mine, но это был ужесовершенно иной тип мины. Прежде всего, она не управлялась по проводам, и минеру не требовалось сидеть в траншее и высматривать приближающуюся пехоту противника. S.Mi.35 сама определяла наивыгоднейший момент своего срабатывания. Впрочем, вернее будет сказать, что момент взрыва такой мины определяет сама жертва, наступив на взрыватель нажимного действия или невольно выдернув боевую чеку взрывателя натяжного действия, зацепившись за проволоку.
Мина S.Mi.35 все шире и шире использовалась Вермахтом на Восточном фронте, особенно начиная с глубокой осени 1941 года, когда контрудары Красной армии становились все более ощутимыми, а численность личного состава немецких дивизий заметно уменьшалась.

 

НЕМЕЦКАЯ МИНА S.MI.35

НЕМЕЦКАЯ МИНА S.MI.35

Все известные в мире осколочные выпрыгивающие мины кругового поражения так или иначе повторяют конструкцию этой мины.

Главной ее частью является снаряд, который подбрасывается вверх, взрывается и наносит поражение. Он состоит из днища (1), в кольцевые проточки которого вставляются две металлических тонкостенных: трубы, наружная (2) большего диаметра и внутренняя (3) меньшего диаметра. Пространство между двумя этими трубами заполняется стальной шрапнелью (4), то есть стальными шариками. Их количество - от 320 до 365 штук. Сверху надевается крышка (5). Все это соединяется в одно целое с помощью центральной трубки (6), ввинченной в днище, на которую сверху навинчивается стяжная гайка (7). Свободное пространство внутри трубы меньшего диаметра заполняется взрывчатым веществом (13). Кроме того, в днище снаряда в специальные отвер­стия ввинчиваются три запальные трубки (8), имеющие в своем составе пороховые замедлители (столбик пороха, горящий определенное время). В запальные трубки через крышку вставляются запалы (9). Снизу к днищу снаряда прикреплен вышибной пороховой заряд (10). Сверху на центральную запальную трубку навинчивается либо нажимной взрыватель (11) S,Mi.Z.35 или D.Z.35, либо с помо­щью двойника два натяжных взрывателя (Z.Z.35 или A.N.Z.29). Позднее использовались и иные взрыватели. Снаряд вставлен в стакан (12).

Срабатывание мины со взрывателем S.Mi.Z.35.

I. Обычно мина зарывается в землю - так, чтобы над поверхностью возвышалась лишь часть взрывателя.
II. Когда солдат противника наступает на усики взрывателя, шток взрывателя опускается вниз, высвобождая стопорные шарики, и ударник бьет по капсюлю.
Форс пламени передается по центральной трубке и поджигает пороховой замедлитель вее нижней части. Этот пороховой столбик горит около четырех с половиной секунд. За это время ничего не подозревающая жертва сходит с мины и продолжает движение.
III.  Догорев, пороховой замедлитель поджигает вышибной
пороховой заряд, который подбрасывает мину на высоту около полутора метров и одновременно поджигает пороховые замедлители в запальных трубках. Во время полета мины вверх эти пороховые замедлители догорают и передают пламя в запалы. Запалы взрываются и взрывают заряд взрывчатого вещества мины. Шрапнель разлетается в стороны и поражает все живое вокруг себя.
Собственно, вполне достаточно было бы иметь лишь одну запальную трубку, а не три. Но немецкие конструкторы решили продублировать систему и сделали три запальные трубки.

 

НЕМЕЦКАЯ МИНА S.MI.35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По материалам журнала " Популярная механика"

 

 

 

 

 
     
     
Сайт создан в системе uCoz