ОРУЖИЕ

инженерная и военная техника мины

 
  главная средства маскировки камуфляж    
 

 

Камуфляж для личного состава и сооружений, военная палитра

Военная палитра

камуфляж

 


Между 1905 и 1914 годами военные разных стран исследовали зависимость заметности солдата на поле боя от цвета его мундира. Выяснилось, что самые заметные цвета - белый, ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой, а наименее заметные- желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.

Внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким цветным мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции -с 1906, в Австро-Венгрии - в 1909-м, Германии и Италии - в 1910-м. Самыми консервативными оказались французы. Первые эксперименты с защитной униформой они начали лишь в 1912 году, так что к началу Первой мировой войны новая походная форма лежала лишь на складах. В свои первые атаки французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. Трудно поверить, но факт остается фактом - французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года. К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане - драб, немцы -фельдграу (зеленовато-серый)! французы - серо-голубой. Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу - защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное пятно [фигура солдата в защитном обмундировании] все же выделялся на фоне местности которая крайне редко имеет монотонный цвет. Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной яркой зелени весенних полей или тем более - на фоне снега зимой.
Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску. Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. Так родилась хорошо всем известная камуфляжная окраска.

Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника. Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и таким образом запутать его - значительно проще.
Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новгородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй - серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт ( около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.

Но это был не первый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время второй осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждающие крепость. Комендант крепости попался на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюся падением Нарвы.
Однако в целом на протяжении XVIII-XIX веков особой надобности в маскировке не было. Огонь пушек и ружей велся на столь небольших расстояниях, что понастоящему спрятаться было невозможно. Да и успех боя решался не огнем, а рукопашной схваткой, где никакая маскировка не нужна.

Простейшее обьяснение камуфляжа

Простейшее обьяснение камуфляжа на примере обыкновенной тарелки дает Т. Гриц а детской книжке "Меткие стрелки". Достаточно раскрасить тарелку пятнами туши, как она становится трудноразличимой и на белом, и на черном фоне. Наблюдатель в обоих случаях видит бесформенные пятна, но не видит самой тарелки!
Казалось бы, достаточно окрасить обмундированме пятнами но все цвета, которые могут быть на местности, и проблема решена. Однако всё сложнее. Принцип камуфляжа автором книги дан очень приблизительно, хотя на эаре создания камуфляжных окрасок разработчики отталкивались именно от этого понимания, и в значительной мере такое понимание сохраняется и сегодня. То, что окраска обмундирования и военной техники пятнами разных цветов маскирует не только за счет совпадения цветов пятен с цветом местности, но и по иным причинам, стали понимать значительно позднее. Депо в том, что один и тот же цвет по мере удаления от наблюдателя меняется. Из-за пыли и паров воды в воздухе цвет Становится менее насыщенным, постепенно тускнеет. Художники это свойство прекрасно знают и используют для того, чтобы создать на картине, как они говорят, "перспективу, объем". Предметы, расположенные вблизи, рисуются яркими, сочными тонами, а удаленные - приглушенными, сероватыми.

Искусство пятен, камуфляж

Искусство пятен


Добиться нужного набора цветов, чтобы хотя бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно. Приходится довольствоваться только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета -различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной - серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.
Возникает еще один вопрос - какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Много - окажется, что одного-двух совпадающих цветов явно не хватает для маскировки. Мало - трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.
Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли - человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы. Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. И наоборот -нередко достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.

В общем, непростая это задача - сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невоможно понять - представляет ли он опасность. В этом-то как раз и состоит основной принцип камуфляжа - быть невидимым, будучи видимым.

Здание склада

Здание склада ,камуфляж

Здание склада ,камуфляж

На рисунке мы видим складское здание, легко распознаваемое с любого расстояния, А что это? Да тот же самый склад, но в камуфляже. Мы видим его по-прежнему, и не видим. Заметим, что цвета камуфляжа совсем не совладают с цветом местности! Правда, к маскировочной окраске добавлен еще один элемент камуфляжа - козырьки из фанеры на крыше и стеная склада. За счет чего решена задача маскировки? С помощью цветовых пятен искажены внутренние, а за счет козырьков - внешние контуры сооружении. Глаз различает на местности какой-то предмет, но мозг не может его идентифицировать. Видимое глазу изображение не совпадает ни с одним из имеющихся в памяти образов.

Искусство пятен,камуфляж

 

Искусство пятен,камуфляж

По материалам журнала " Популярная механника ".

 

 

 

 

 
     
     
Сайт создан в системе uCoz