Преодоление водных преград может осуществляться на штатных или местных плавающих средствах, с использованием местных материалов, вброд и по льду. При использовании штатных плавающих средств могут оборудоваться десантные (на боевых машинах), паромные и мостовые переправы.
Десантные переправы на штатных плавающих средствах могут оборудоваться при следующих скоростях течения:
более 2,5 м/с — для десантных лодок;
до 2,5 м/с - для ПТ-76, БМД, БМП-3, БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-50, БРДМ-2;
до 1,2 м/с — для БМП-1, БМП-2;
до 0,7 м/с - для МТ-ЛБ, ГТ-СМ.
Десантные, паромные и мостовые переправы с использованием плавающих транспортеров, самоходных паромов и понтонных парков оборудуют и содержат инженерные войска.
При отсутствии или недостатке переправочных средств инженерных войск используются местные плавающие средства (лодки, баржи, катера, паромы, бочки, автомобильные камеры, различные поплавки) и местные материалы (бревна, брусья, доски, хворост, тростник, камыш, солома), с применением которых могут оборудоваться десантные и паромные переправы. Из местных плавающих средств и материалов готовятся паромы, плоты, плотики, поплавки.
Для изготовления поплавков применяют хворост, тростник, камыш и солому. Оболочкой поплавков служат плащ-палатки, брезент, промасленные и прорезиненные ткани, полимерные пленки и др.
Грузоподъемность плавающих средств (лодок, паромов, катров, барж) определяют пробной загрузкой их людьми или техникой вблизи берега; высота надводного борта в предельно загруженном состоянии должна быть не менее 0,5 м для барж и 0,3 м для лодок, паромов и катеров. Ориентировочное количество солдат, переправляемых в лодке, определяют по условной площади лодки (произведение длины лодки на ее максимальную ширину) — на 1 м2 один солдат.
Грузоподъемность (в кг) бочек (бидонов) принимают равной 0,7 их вместимости (в литрах) для металлических и 0,6 вместимости для деревянных. Грузоподъемность 1 кг сухой соломы (камыша) равна 3 кг, мокрой соломы — 1,5 кг. Грузоподъемность бревен определяют по табл. 13.
Таблица 1
]
Примечания: 1. В числителе приведена грузоподъемность свежесрублен-ного дерева, в знаменателе — воздушно-сухого.
2. Данные в таблице приведены для сосны, ольхи, осины и ивы; для ели и тополя они умножаются на 1,2; для березы, лиственницы и вяза — на 0,7.
Плотики на одного-двух человек (рис. 1) изготавливаются из досок, бревен и жердей, связанных между собой веревками, проволокой или сбиваемых гвоздями.
Плоты из фашин на четырех человек (рис. 2) изготавливают с помощью досок. Фашины из камыша или соломы без оболочки применяют лишь при непродолжительной эксплуатации плотов, так как камыш намокает через 2 ч, а солома еще быстрее. Для длительного использования таких плотов фашины заворачивают в водонепроницаемые оболочки.
При устройстве плотов из металлических бочек их объединяют между собой рамами, собираемыми из накатника или жердей, соединенными между собой веревками или проволокой (рис. 2).
На одного человека можно изготовить плот из автомобильных камер
На мелководных участках реки с достаточно твердым грунтом дна и берегов оборудуется переправа вброд. При переправе большого количества боевой техники для колесных и гусеничных машин оорудуют раздельные броды. Проходимость бродов и их предельные глубины для боевой техники зависят от грунта дна, скорости течения и вида техники.
Рис. 1. Плотики для переправы одного-двух человек: а — из досок; материалы: доски шириной 20 см, толщиной 5 см, длиной 2,5—3,5м — 9шт.; веревка (проволока) длиной 1,5—2м — 3...6 концов; б — из сухих бревен и досок; материалы: бревна диаметром 20—24 см, длиной 2,5—3,5 м — 3...4 шт.; веревка (проволока) длиной 1,5—2 м — 5...6 концов; 1 — основания; 2 — сиденья
Рис. 2. Плот из камышовых фашин на четырех человек: Материалы: фашины — 7 шт.; доски длиной 3 м — 6 шт.; веревка (проволока) длиной 1,5 м — 21 конец
Для определения толщины чистого и мутного слоев льда вырубается не менее трех образцов льда размером 0,5x0,5 м, из них по одному — вблизи каждого берега, остальные — в русловой части.
При разведке ледяной переправы лунки для определения толщины льда устраиваются в 10 м от оси трассы через каждые 10 м в один ряд (при пропуске 10—15 машин) или в два ряда (при пропуске большего количества машин). В последнем случае лунки устраиваются в шахматном порядке по обе стороны от оси трассы.
|